О компании

Описание системы

Преимущества системы

Статьи по мониторингу

Контактные данные

 

 

 

Система видеонаблюдения

 

  

Можно ли обмануть систему контроля мониторинга транспорта GPS/ГЛОНАСС?

 

Мониторинг транспорта стал все чаще и чаще вливаться в нашу жизнь, стали не только осуществлять мониторинг за транспортом, но и за персоналом, детьми и животными. Многим наемным водителям это не нравится, но деваться некуда, и все чаще при монтаже оборудования спутникового слежения слышится вопрос водителя: «А как можно обмануть данную систему?». Вопрос порой настолько часто звучит от водителей, что в данной статье попробуем раскрыть  мифы и реальность по обману системы контроля и учета мониторинга транспорта.

Мониторинг транспорта включает в себя два элемента – сам блок мониторинга (терминал, автотрекер, регистратор и все возможные его название) и датчик топлива (если его происходит монтаж). Рассмотрим, что будет если воздействовать на каждый элемент отдельно.

 

Вариант воздействия на работу блока мониторинга. Сам блок мониторинга выглядит как коробочка, внутри которой плата с электронными компонентами. Такой блок может быть со встроенным аккумулятором, со съемным или без него вообще, но он все равно подключается к бортовой сети автомобиля, т.к. на своем аккумуляторе он работает часа 4. Также практически  все блоки мониторинга используют выносные GPS или GPS/ГЛОНАСС и GSM антенны. Всегда блок мониторинга пломбируется и слова «надо просто вынуть SIM карту на нужное время, а потом вставить обратно» не правдивы, т.к. SIM-карта находится под пломбой. Это можно сделать только если есть такая же пломба, но тут тоже есть подвох. У многих блоков мониторинга есть внутренняя память и даже если извлечь SIM-карту, то маршрут будет записываться на данную память. Когда SIM-карта встанет назад, то блок при обнаружении GSM сети сразу отдаст всю информацию о маршруте. Самые отчаянные водители идут на крайний шаг – заливают блок мониторинга водой или другой жидкостью. После таких действий руководство компании предъявляет претензии к установившей организации. Монтажная компания вскрывает блок при руководителе-заказчике и обнаруживаются следы окиси после жидкости на плате. В результате зачиншику выставляется счет на ремонт оборудования (а это полная стоимость блока мониторинга), и, как показывает практика, после таких действий водитель ищет новое место работы. Чем платить такие деньги – лучше сразу уволиться. А что тогда остается – это воздействие или на линию подключения блока мониторинга или на внешние антенны. Рассмотрим, что будет с ними.

Отключим питание, идущее на блок мониторинга. При данном действии водитель думает, что у него получится съездить по своим делам незаметно. Не получится этого, т.к. в блоке мониторинга в 90% случаев стоит встроенный аккумулятор, и устройство покажет куда ездил водитель. Если водитель попал в 10% (блок без аккумулятора), то по возвращению, отправится отчет, что не совпадает время стоянки. При этом отключить провода от блока без повреждений не получится, т.к. они тоже пломбируются, хотя можно испортить провода в другом месте. Но тут будет встречный вопрос от руководителя – почему они повреждены. Поэтому данный вариант не подходит.

Теперь посмотрим, что будет, если воздействовать на антенну. Не будем рассматривать вариант отключения антенны от блока мониторинга, т.к. данные провода пломбируются. Посмотрим, что будет, если экранировать антенну GPS (накрыть фольгой, консервной банкой или другим подобным предметом), т.к. она самая важная при записывании координат местоположения. По идее сигнал со спутниками должен быть потерян, но такого не произойдет. Как ни старайтесь, но все спутники не потеряет. В обычном режиме GPS антенна видит 12-13 спутников, а если ее накрыть, то только 5-6. Блок мониторинга все равно будет записывать координаты, только они будут менее точные. В таком случае всегда возникает вопрос у начальства к сотруднику. Все претензии к поставившей организации отпадают, когда по тому же самому маршруту едет вместе с водителем сотрудник организации. Обычно в таком случае весь пройденный маршрут показывается в программе идеально. Экранировать или глушить антенну GSM вообще не имеет смысла, т.к. блок мониторинга транспорта копит в себе информацию неделями и как только хоть где-то появится GSM связь, то блок моментально отдаст всю информацию на сервер. С экранированием у нас ничего хорошего не получается, а если просто попытаться вывести из строя антенны, подумает кто-то из Вас? Но тут тоже незаметно не получится: GPS антенна герметичная и только, поломав корпус, можно вывести ее из строя. В GSM антенне вообще нечего портить, в ней полосковые дорожки проводников. Остается только провод между антенной и блоком мониторинга. Если его проколоть или испортить, то это будет хорошо видно, когда поставившая организация будет восстанавливать работоспособность блока мониторинга. Даже если вздумается подать на провод высоковольтное напряжение, то это тоже хорошо видно потом при тщательном осмотре установленного оборудования.

Пока незаметно испортить блок мониторинга у нас не получается. А если воспользоваться спецсредствами? Да, это хороший вариант, т.к. воздействие на оборудование происходит дистанционно, и мы ничего не ломаем. «Глушилку» для GSM антенны, как говорилось выше, бессмысленно приобретать, т.к. когда «глушилка» перестанет работать, то весь трек получит сервер. Иначе обстоит дело с GPS сигналом. При включении «глушилки» объект пропадает с карты и блок мониторинга не записывает в себя координаты, когда «глушилка» перестает работать, то объект автоматически появится на карте. Но такая «глушилка» работает замечательно на персональных GPS трекерах или блоках, которые подключены по питанию. В данном случае будет очень странно, что объект пропадает и появляется в определенное время. Поймать за руку водителя можно в том случае, если с Вами проедет несколько раз сотрудник из установившей компании блок мониторинга транспорта. Но чаще всего покупатель подключает блок мониторинга не только по питанию, но и другие датчика автомобиля (зажигание, обороты двигателя, спидометр и др.). При такой ситуации, если включить «глушилку», то блок мониторинга будет передавать данные о состоянии автомобиля. Возникает в таком случае сразу вопрос: «Что за странности?», а если это повторяется периодически, то тут можно и не сомневаться, что происходит обман системы. Данный метод хороший только для молодой компании, устанавливающей мониторинг транспорта.

Я рассмотрела все варианты воздействия на работу блока мониторинга. Но остается еще датчик уровня топлива (ДУТ), который может быть подключен к системе. Посмотрим, что можно сделать с ним.

Но для начала вспомним теорию. ДУТ - прибор, состоящий из измерительной части - две трубки разного диаметра, установленные одна внутри другой, и вычислительной части – сверху расположен корпус с платой контроллера, обычно залитый бензостойким компаундом, исключающим воздействие на радиоэлементы агрессивных сред (бензин, масло, дизтопливо и т.д.). Все датчики имеют одинаковый принцип измерения уровня жидкости – изменение электрической емкости между «обкладками конденсатора» - трубками датчика в зависимости от уровня измеряемой среды, но выходной сигнал может быть разным (аналоговый – 0-5В или 0-10В, частотный – измеряют частоту выходного сигнала с датчика, и цифровой  RS-232, наиболее защищенный от возможных помех). Вычислительная часть ДУТ может быть герметичной, неразборной (ДУТ Control, ДУТ Стрела и т.п.) или разборной, но с возможностью пломбирования крышки датчика (ДУТ-Е - Технотон). Получаем, что изменить показания ДУТ сложно, но посмотрим, что можно с ним сделать и как поведет себя система в целом.

Для начала рассмотрим самый простой способ – это замыкание проводов, идущих от ДУТ на корпус транспортного средства. В результате произойдет временная потеря работоспособности системы, но когда провода вернуться на свое место, то все опять заработает, т.к. такие датчики имеют встроенную защиту от переполюсовки питания и резких скачков бортовой сети. Ничего не получилось, пробуем дальше.

А что будет, если поливать в мороз ДУТ кипятком и попытаться вывести из строя вычислительную часть? Такой способ был предложен водителем, который это делал, но и тут ничего у него не получилось. Так как корпус ДУТ может быть металлическим, а он быстро отдает полученное тепло топливному баку, или пластиковый, а он вообще плохой теплопроводник, и ко всему прочему гелеобразный компаунд надежно держит плату и оберегает ее от контакта с корпусом датчика.

Ладно, а если мы попробуем сломать ДУТ внутри, путем прикладывания физической силы? Есть отчаянные водители, которые, если масса тела позволяет, становятся на бак с топливом и начинают прыгать по нему, надеясь сломать измерительную трубку внутри, т.к. знают что она на всю высоту топливного бака. Но не все так просто как кажется. Правила монтажа ДУТ в бак всегда предусматривают зазор 1,5-3 см между дном бака и нижней частью трубки ДУТ. Также некоторые датчики топлива укомплектованы пружиной на конце трубки. Поэтому все попытки тщетны, и если прыгать по баку и его помять, то придется долго объяснять как это получилось, что бы за это не заплатить. Один остается вариант – въехать на эстакаду или на смотровую яму и хорошенько ударить снизу в нужное место, таким образом, сымитировав попадание в хорошую яму. Но и тут эксперты по ремонту скажут, что это не случайность.

Рассмотрим теперь другой вариант – заклеим отверстие воздушного дренажа, который находится в верхней части ДУТ, сразу под крышкой с «мозгами». Отверстие может быть одно или несколько и служит оно для того, чтобы уровень жидкости в трубке датчика совпадал с уровнем топлива в баке. Если мы заклеим данное отверстие, то в программе у диспетчера будет просто прямая линия по топливу. Когда встанет вопрос о не работе программы и осмотре ДУТ, то специалисты найдут заклеенные отверстия, и придется объяснять начальству почему это случилось.

Остался самый интересный вариант – попытаемся слить топливо «с обратки». Это, пожалуй, самый лучший способ из всех, при котором можно быть пойманным только за руку. Смысл этого способа заключается в том, что при очень медленном сливе топлива система не сможет автоматически отличить слив от повышенного расхода топлива. Самый простой вариант – это врезать краник, который маленьким потоком будет сливать топливо в канистру. Единственный недостаток – канистра может заполниться за несколько смен водителя. Не попасться в данном случае можно, если есть договоренность с диспетчером (или он не хочет разбираться в причинах завышенного расхода топлива), а также механик будет молчать или любой ремонтник данного автомобиля.

 

На последок хочу сказать, что при махинации с любым из перечисленного оборудования, будьте внимательны. Все варианты обмана работают только тогда, когда заказчик к этому халатно относится. Таких людей мало, т.к. в наше время никто не хочет переплачивать большие затраты и нести убытки. Вы только создаете дополнительные проблемы для себя и организации.